Сразу скажу, что в последнее время на рынке много подделок, особенно китайских. И вот тут возникает вопрос: как убедиться, что новый стартер, тем более бюджетный, действительно рабочее устройство, а не просто декоративный кейс? И один из первых шагов – проверка статора. Многие считают, что достаточно просто посмотреть на него визуально, но это часто обманчиво. Попробуем разобраться, как проверить статор стартера мультиметром и что на самом деле нужно искать. Это не волшебство, но позволяет сэкономить кучу времени и нервов.
Статор – это неподвижная часть стартера, в которой создается магнитное поле. Это поле необходимо для работы обмоток стартера, которые вращают коленчатый вал двигателя. Проблемы со статором приводят к тому, что стартер крутит слабо, вообще не крутит, либо работает с перебоями. Почему нужно проверять? Просто так. Особенно при покупке не проверенных запчастей. Найти неисправность в стартере без проверки – это как искать иголку в стоге сена. А проверить статор мультиметром довольно просто, даже если вы не профессиональный автоэлектрик. Хотя, конечно, с опытом все проще.
Прежде чем браться за мультиметр, стоит хотя бы обратить внимание на внешние признаки. Если на корпусе есть трещины, следы заливки, обгоревшие места – это уже плохой знак. Если обмотки видно, и они визуально повреждены (например, перегорели), то это тоже однозначно признак неисправности. Часто встречается проблема с износом контактов, их окислением – это тоже может приводить к проблемам со стартером. Но это уже более глубокая диагностика, а мультиметр поможет выявить проблему на ранней стадии.
Итак, мультиметр – в руки. Начнем с самого важного – проверки сопротивления обмоток. Для этого нужно поставить мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом). Режим должен быть достаточно высоким, обычно 200 Ом или выше. Важно, чтобы статор был отключен от аккумулятора и двигателя! Это критически важно для безопасности и правильности измерений. Найти места подключения обмоток несложно, обычно они обозначены небольшими проводами, прикрепленными к статору. Иногда лучше найти схему подключения конкретно к вашему стартеру, если она есть. В противном случае, нужно действовать осторожно, не путая провода.
Теоретически, сопротивление обмоток должно быть достаточно низким – порядка нескольких Ом. Но это зависит от конструкции стартера и материала проводников. Важно помнить, что современные китайские стартеры часто имеют более низкое качество обмоток, поэтому сопротивление может быть выше, чем у оригинальных. Но даже в этом случае, если сопротивление сильно отличается от нормы (например, на одной обмотке сопротивление в сотни Ом, а на другой – 10-20 Ом), это уже повод для подозрений. Помните: быстро меняющееся сопротивление при перемещении щупов по обмотке – плохой признак, это говорит о наличии обрыва или короткого замыкания.
С китайскими стартерами часто встречаются проблемы с качеством обмоток. Они могут быть плохо изолированы, что приводит к короткому замыканию между обмотками или между обмоткой и корпусом. В этом случае, при проверке мультиметром можно заметить, что сопротивление обмотки к корпусу не бесконечно, а имеет какое-то значение. Это говорит о том, что изоляция повреждена. В таких случаях, часто не стоит пытаться 'оживить' стартер, лучше заменить его на более надежный.
Если при измерении сопротивления одной из обмоток мультиметр показывает бесконечность (или очень большое значение), это говорит о том, что обмотка либо оборвана, либо имеет короткое замыкание. В этом случае, стартер не будет работать, или будет работать с перебоями. Что делать? Оценивайте ситуацию. Если стартер новый и гарантийный, то лучше вернуть его продавцу. Если стартер б/у, то, возможно, его можно отремонтировать, но это потребует определенных навыков и знаний. Самостоятельно ремонтировать статор стартера – дело непростое, и не всегда оправданное.
Для проверки на короткое замыкание нужно измерить сопротивление между обмотками. Если сопротивление между обмотками очень низкое (близкое к нулю), то это говорит о коротком замыкании. Иногда, чтобы исключить вероятность ошибки, стоит проверить сопротивление между каждой обмоткой и корпусом стартера. Если сопротивление между обмоткой и корпусом очень маленькое, это также указывает на повреждение изоляции.
Помимо проблем со статором, могут быть неисправности в других частях стартера. Например, проблемы с щеточными узлами, с реле стартера, с контактами. Проверять эти узлы сложнее, для этого нужны специальные знания и инструменты. Но если вы подозреваете проблему с щеточными узлами, то можно визуально осмотреть их и проверить состояние щеток. Если щетки изношены или отсутствуют, их нужно заменить.
Реле стартера – это устройство, которое коммутирует большой ток, необходимый для работы стартера. Можно проверить его работоспособность просто подключив стартер к аккумулятору (соблюдая все меры предосторожности!) и проверить, срабатывает ли реле. Если реле не срабатывает, то его нужно заменить.
В заключение хочу сказать, что проверка статора стартера мультиметром – это полезный навык для любого автолюбителя. Это поможет вам избежать покупки неисправного стартера и сэкономить деньги. Но помните, что это лишь первая стадия диагностики. Если у вас есть сомнения, лучше обратиться к специалисту.