Многие начинают поиск неисправности стартера с проверки самого стартера. И зачастую, вместо этого, проверяют только обмотку, а вот состояние якоря стартера – это отдельный вопрос. На самом деле, просто измерение сопротивления обмотки недостаточно для полной диагностики. Якорь может быть исправен, а проблема кроется в его механической части, в контактах, в повреждениях подшипников. Встречаются случаи, когда обмотка цела, а стартер всё равно не крутит – это сигнал к более детальной проверке. Поэтому, хотя проверка якоря мультиметром – это простой первый шаг, она редко дает полное представление о состоянии компонента.
Вы просто измеряете сопротивление обмотки. Да, если сопротивление в пределах нормы, то обмотка, скорее всего, цела. Но, как я уже говорил, это не гарантирует работоспособности якоря стартера. Представьте себе, что обмотка не повреждена, но вращающаяся часть якоря заедает из-за изношенных подшипников или загрязнения. Или, может быть, контакты, соединяющие якорь с обмоткой, окислились. Мультиметр не покажет эти проблемы.
Часто, в нашей практике (ООО Лишуй Боюань Автозапчасти), получаем обращения с запросом просто 'проверить якорь'. Клиент уверен, что проблема в нем, основываясь на предыдущих проверках. Мы проводим проверку якоря мультиметром, сопротивление вроде как нормальное, но стартер продолжает глючить. Тогда начинаем копать глубже. И, как правило, находим заедание или проблемы с контактами.
Итак, если вы решили самостоятельно провести проверку якоря стартера мультиметром, вот пошаговая инструкция. Прежде всего, убедитесь, что стартер отключен от аккумулятора и механически зафиксирован, чтобы якорь не вращался во время измерения. Нужно обеспечить максимальную точность!
Далее, посмотрите на схему вашего стартера (обычно она есть в руководстве по ремонту или можно найти в интернете, например на сайте [https://www.lsbydj.ru](https://www.lsbydj.ru)). Определите, какие выводы обмотки якоря нужно измерить. Обычно, это два вывода, которые образуют обмотку якоря. Затем, установите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом). Подключите щупы мультиметра к соответствующим выводам обмотки якоря. Запишите показания.
Если показания близки к значениям, указанным в технической документации на стартер, то обмотка, скорее всего, цела. Однако, это не окончательный вердикт. Если показания значительно отклоняются, то обмотка повреждена и якорь требует замены. Но, даже в этом случае, стоит проверить контакты и механическую часть.
Не забывайте о полярности. Если в схеме указывается полярность, обязательно соблюдайте её при подключении щупов мультиметра. Иначе, показания будут некорректными. Также, важно, чтобы щупы мультиметра надежно держались на выводах якоря, чтобы обеспечить хороший контакт. Используйте качественные щупы.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда пользователи ошибочно подключают щупы к неправильным выводам. Это приводит к неверным показаниям и, как следствие, к неправильному заключению о состоянии якоря. Поэтому, внимательность – это ключ к успешной диагностике.
Недавно к нам обратился клиент с автомобилем, который не заводился. Он уже менял стартер, но проблема осталась. Мы провели проверку якоря мультиметром – сопротивление обмотки было в норме. Но, при более детальном осмотре, мы обнаружили, что якорь сильно зажат в пазу, подшипники изношены, а контакты между якорем и валом окислились. После починки и смазки, стартер заработал как новый. Тут проверка якоря стартера была лишь первым шагом, а реальная проблема крылась в механической части.
Иногда, проблема кроется в неисправностях в цепи управления стартером. Например, неисправный реле или плохое соединение в электрической цепи могут приводить к тому, что стартер не вращается, хотя сам якорь исправен. Поэтому, если проверка якоря мультиметром не дала результатов, стоит проверить и другие компоненты системы запуска.
Окисление контактов между якорем и валом – частая проблема. Используйте специальный очиститель контактов или напильник для удаления окислов. Убедитесь, что контакты плотно прилегают друг к другу.
Осмотрите якорь на предмет повреждений, зазоров и люфтов. Проверьте состояние подшипников – они должны вращаться плавно и без шумов. Зазоры между якорем и коллектором должны быть минимальными, но не слишком большими.
Убедитесь в исправности реле стартера, проводки и разъемов. Проверьте напряжение на обмотке стартера при попытке запуска двигателя.
В нашей компании, ООО Лишуй Боюань Автозапчасти, мы предлагаем комплексную диагностику стартеров, включающую проверку якоря мультиметром, визуальный осмотр и испытания на стенде. Это позволяет выявить не только неисправности якоря, но и проблемы в других компонентах системы запуска. Мы также предлагаем широкий ассортимент стартеров и запчастей к ним.